Горячая линия

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (961) 301-0-103

Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора

+7 (800) 555-49-43

Телефон единого консультационного центра финансовых услуг

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (800) 100-29-26

Заседания комиссии

8 февраля 2021

О предъявлении претензий

Роспотребнадзор сообщает, что ему часто поступают жалобы потребителей, заказавших и оплативших услуги в сети Интернет, в процессе рассмотрения которых выясняется, что контрагентами российских потребителей являются иностранные юридические лица, не имеющие представительств на территории России.

В связи с этим ведомство решило разъяснить, законодательство какой страны применяется в подобных случаях к договорам с потребителями, и какие меры предосторожности стоит соблюсти до заключения договора, чтобы избежать впоследствии сложностей при отстаивании потребительских прав.

Поясняется, что по общему правилу к потребительским отношениям, сторонами которых являются российские граждане и иностранные компании, применяются нормы законодательства РФ о защите прав потребителей.

Однако на сайтах иностранных компаний, оказывающих услуги, нередко указывается, что отношения с потребителями регулируются нормами права государства, на территории которого она зарегистрирована. Как подчеркивает Роспотребнадзор, выбор применимого права в договорах с потребителями не является нарушением, но он не может повлечь за собой лишение потребителя защиты своих основных прав.

Даже при наличии договоренности о выборе права иностранного государства для разрешения споров (учитывая, что гражданин никак не участвует в процессе согласования такого условия, а вынужден присоединиться к нему "автоматически"), потребитель вправе обратиться в суд по месту жительства, и в большинстве случаев суд сможет разрешать дело по нормам российского законодательства. Такое возможно, если, например, исполнитель осуществляет свою деятельность в России, рекламирует свою деятельность в нашей стране или если его Интернет-сайт ориентирован на российского потребителя (в качестве примера смотрите новостной обзор дела, рассмотренного недавно Верховным Судом РФ).

Даже в том случае, если потребитель присоединился к соглашению о выборе права иностранного государства, то регламентированные российским законодательством права потребителя на информацию, безопасность и качество оказанной услуги не могут быть ущемлены. Также за потребителем сохраняется возможность взыскать с исполнителя компенсацию морального вреда и штраф за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя, который составляет 50% от суммы иска; действует правило, об освобождении потребителя от уплаты государственной пошлины при цене иска до 1 млн. рублей.

При этом ведомство отмечает, что к заключению договора перевозки, а также договора на оказание услуг за рубежом необходимо подходить с осторожностью. В таких случаях потребитель не сможет применить российские законы, если договором не будет выбрано применимое право Российской Федерации.

Также потребителям рекомендуется учитывать, что эффект от судебной защиты прав потребителей в случае обращения потребителей в суд на территории Российской Федерации может быть достигнут только при наличии у России соглашения с иностранным государством об оказании правовой помощи. Такое соглашение, например, заключено Россией с Китаем, Республикой Кипр, Финляндией, Индией, Турцией, Польшей и некоторыми другими странами.

Во избежание сложностей при отстаивании потребительских прав, с целью своевременного получения информации о стране регистрации контрагента, Роспотребнадзор рекомендует потребителям до заключения договора ознакомиться с информацией, представленной на сайте исполнителя, которая чаще всего содержится в разделах с названиями "Пользовательское соглашение", "Юридическая информация", "Условия использования" и т.п.

Также в информационном сообщении приведены примеры популярных у россиян сервисов, которые зарегистрированы на территории иностранных государств (таких как Booking.com, Aviasales.ru и др.). Это означает, повторяет ведомство, что в случае возникновения у потребителей претензий, которые не удастся разрешить в порядке переговоров с компанией-контрагентом или в претензионном порядке, дело будет разрешаться судами с учетом вышеприведенных особенностей.

Кроме того, приведены в сообщении Роспотребнадзора и формулировки, которые ведомство рекомендует использовать в переговорах с иностранными исполнителями (за исключением случаев, связанных с перевозкой и оказанием услуг за границей, например, медицинских).

← Вернуться к списку новостей



Контакты

Горячая линия

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (961) 301-0-103

Телефон единого консультационного центра Роспотребнадзора

+7 (800) 555-49-43

Телефон единого консультационного центра финансовых услуг

по будням с 10.00 до 17.00

+7 (800) 100-29-26