9 февраля 2017
Формирование потребительской культуры как важная составляющая развития социальной зрелости личности школьников
Управление образования и Отдел потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Новочеркасска активно взаимодействуют в работе по формированию потребительских знаний обучающихся. Расширяя рамки совместной деятельности, используют новые формы проведения мероприятий (квест-игры, социальные тренинги и др.). Приступила к разработке специальной программы факультативных занятий «Школа начинающего потребителя» (далее «Школа») творческая группа. Программа деятельности «Школы» включает самые разнообразные мероприятия (беседы, обзоры, экскурсии, встречи со специалистами и т. д.). Например: после предварительной беседы о разновидностях магазинов (торговый центр, супермаркет, салон, универмаг и т. д.), ученики «Школы начинающего потребителя» посетят магазин продовольственного обслуживания, где получат консультацию преподавателя о том, как правильно выбирать и покупать товары. Для обучающихся начального звена участниками «Школы» планируется издание буклета «Защита прав потребителя: основные термины».
Педагоги-психологи городского методического объединения педагогов-специалистов запланировали тренинг «Выдержка» для учащихся среднего звена, в ходе которого ребята побывают в роли продавцов и покупателей, получат знания и навыки межличностного общения, культуры потребителя.
В 1 полугодии для школьников средней ступени начнет свою работу постоянно-действующий семинар (ПДС) по изучению вопросов защиты прав потребителей и правовой культуры «Потребительская культура».
В рамках празднования 80-летия Ростовской области, в целях создания условий для эффективной защиты, установленных законодательством РФ прав потребителей, с 1 февраля по 15 марта 2017 года пройдет городской детско-юношеский конкурс «Права потребителей – наши права», посвященный Всемирному дню защиты прав потребителей. Цель конкурса - повышение интереса обучающихся к основам потребительских знаний, развития внимательности у молодого поколения потребителей при покупке товаров (работ, услуг), популяризации среди молодежи города бренда «Сделано на Дону», развитие познавательной и творческой активности. Конкурс проводится по двум номинациям: «Лучший авторский фотоматериал на тему защиты прав потребителей» и «Лучший авторский информационный материал (видеоролик) по тематике «Сделано на Дону». Конкурсантам предстоит продемонстрировать свои фотоматериалы, в виде любой информации «юмористического» содержания, например:
товар с двусмысленной информацией на этикетке;
информация в газете;
смешные нелепости в рекламе и пр.
и информационные материалы, в виде плакатов, памяток, брошюр, буклетов, листовок, и других видов полиграфической и иной продукции по популяризации бренда «Сделано на Дону», продукции донских производителей.
Воспитанникам старших и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений города будет предложено поучаствовать в городском конкурсе рисунков «Моя семья и закон о защите прав потребителей». Задачи конкурса - правовое просвещение детей дошкольных учреждений в области защиты прав потребителей, повышение интереса к основам потребительских знаний, привитие потребительской культуры.
В общеобразовательных учреждениях города постоянно проходят открытые уроки, классные часы, внеклассные мероприятия по предметам (история, обществознание), где учащиеся узнают, кто такие потребители, каковы основные права потребителей, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей. Приглашенные специалисты на примерах типовых ситуаций и примерах нарушения прав потребителей расскажут о необходимости знаний и практическом применении основ законодательства в сфере защиты прав потребителей.
С целью развития у школьников 5-8-х классов навыков грамотных потребителей прошла конференция «Азбука потребителя», деловая игра «Грамотный потребитель».
Закрепить и проверить полученные старшеклассниками знания в области потребительского права позволило открытое мероприятие «Турнир знатоков потребительского права», состоящий из таких заданий, как:
- «Потребительский словарь»;
- «Афоризмы для потребителей»;
- разгадывание кроссворда «Этика потребительского поведения»; - «Проверь себя» (решение конкурсных задач).
Ребята с удовольствием выполняли конкурсные задания, отвечали на вопросы, принимали активное участие в обсуждении конкретных ситуаций потребительского права. Все участники турнира получили в подарок буклеты «Покупатель всегда прав», «Потребитель имеет право…» (список статей), победители и призеры - небольшие сувениры.
Участие в городских социальных Акциях «Покупай Донские продукты!» и «Социальная цена» помогло учащимся увидеть реальную картину:
поддержки потребителей при разъяснении законодательства по защите их прав;
распространения информации по вопросам безопасности товаров (услуг);
оказания помощи в решение тех или иных проблем, возникших у потребителей;
предоставления адресно-справочной информации об организациях, занимающихся защитой прав потребителей, и контролирующих организаций.
Интересно проходят в школах библиотечные уроки и беседы по темам «Все мы потребители» и «Культура потребителя» для младших школьников, на которых учащиеся начальных классов знакомятся с основными терминами и понятиями: «потребитель», «продавец», «изготовитель», «недостаток товара» и др.
Учителя информатики, математики на занятиях «Ликбез потребителя» с помощью информационных технологий предоставляют возможность учащимся получать новые знания о защите прав потребителей. (Школьники смотрят электронный диск, где в доступной форме изложены основные законы и нормативные акты на данную тему). Материал подкрепляется юмористическим видеороликом. После просмотра видеоматериалов с учащимися обсуждаются конкретные ситуации.
Информационные уроки по основам защиты прав потребителей в общеобразовательных учреждениях города Новочеркасска (на 1 полугодие 2017 года) пройдут в школах города согласно составленному графику-расписанию.